вторник, 14 апреля 2009 г.
1.7 Васала сутта "Презренный"
Так я слышал:
Рано утром, одевшись и взяв свою чашу, вышел Совершенный,чтобы просить подаяния. В то время пылал очаг в жилище брахмана Аггикабхарадваджи, и у порога были выставлены
приношения. Совершенный, прося подаяния и ходя от дома к дому, подошел к жилищу брахман. Брахман, заметив его, сказал ему:
– Остановись здесь, о постриженник! Остановись здесь, о нищий странник! Остановись здесь, о презренный!
Услышав это, Совершенный сказал брахману:
– Разве ведомы тебе презренные, о брахман, и разве ведомо тебе, что делает человека презренным?
– Нет, о славный Готама, мне неведомо, кто – презренный, и неведомо, что делает человека презренным: пусть достопочтенный Готама научит меня, чтобы я познал, кто презренный и что делает человека презренным.
– Послушай же, о брахман, послушай внимательно, что я скажу тебе.
– Пусть будет так, о Достопочтенный! – отвечал брахман. Тогда начал говорить Совершенный.
115. – Кто зол и несет в себе ненависть, кто лицемерен и дурен, кто предан ложному мнению, кто склонен ко лживости, – в нем ты признай презренного.
116. Кто в этом мире вредит живым существам, один раз или дважды рожденным, в ком нет к ним сострадания, – в том ты признай презренного.
117. Кто осаждает города и поселки, кто разрушает их, в ком все видят врага и боятся его, – в нем ты признай презренного.
118. Кто крадет чужое добро, будь то в лесу или в селении, кто завладевает тем, что не дано ему, – в нем признай ты презренного.
119. Кто, будучи должен, уклоняется от уплаты, когда наступает срок, говоря: "Я вовсе и не должен тебе", – в нем признай ты презренного.
120. Кто в похвальбе своим удальством убивает человека, мирно идущего своею дорогой, – в нем признай ты презренного.
121. Кто, как свидетель, будучи спрошен, лжет ради своей выгоды, или ради выгоды другого, или ради подкупа, – в нем признай ты презренного.
122. Кто увлекает жен друзей или близких, и они охотой или неволей идут к нему, – в нем признай ты презренного.
123. Кто, будучи богат, не поддерживает ни отца, ни матери, постаревших, потерявших былые силы, – в нем признай ты презренного.
124. Кто оскорбляет мать, отца или брата, сестру и свекровь, кто поносит их, – в нем признай ты презренного.
125. Кто, просимый научить доброму, поучает дурному, кто советует другим лживость и изворотливость, – в нем, кто бы он ни был, ты признай презренного.
126. Кто лицемерен, кто, свершив дурное дело, надеется про себя: "Ведь никто не узнает о том", – в том признай ты презренного.
127. Кто любит от других принимать угощения, но сам не отплачивает им тем же, – в нем признай ты презренного.
128. Кто, вероломный, обманывает брахмана и странника, обманывает и других монашествующих, – в нем признай ты презренного.
129. Кто докучает брахману и пустыннику, кто ничего не дает им в обеденное время, – в нем признай ты презренного.
130. Кто, весь окутанный невежеством, прорицает несбыточное, кто домогается здесь пустого и ничтожного, – в нем признай ты презренного.
131. Кто восхваляет себя и унижает других, – да, кто в своей надменности доходит и до этой низости, – в нем признай ты презренного.
132. Кто корыстен и поощряет дурное, кто полон грешных желаний, не страшится греховного, кто порабощен завистью, злом и бесстыдством, – в нем признай ты презренного.
133. Кто поносит Будду или ученика его, будь то нищенствующий монах или мирянин, – в нем признай ты презренного.
134. Кто, не будучи благословенным, тщится представить из себя благословенного, тот есть только тать во всех мирах и в мире Брахмы: тот – самый гнусный из всех презренных; всех тех, о ком говорил я здесь, считай ты презренными!
135. Итак, не рождением становится человек презренным, не рождением он становится и брахманом; нет, за свои дела заслуживают презрения и за свои дела прославляются брахманом.
136. Знай же ты, что это – правда. Вот, что я расскажу тебе: жил один презираемый, по имени Матанга.
137. Матанга достиг высочайшей славы, достигаемой здесь лишь немногими, – и брахманы и воины приходили служить ему.
138. Он воссел на колесницу богов и вступил на ту высочайшую дорогу, на которой нет земной пыли; отринув всякое плотское желание, он вошел в царство Брахмы.
139. А ведь его происхождение не сулило ему возрождения в царстве Брахмы... С другой стороны, есть брахманы, рожденные в семьях наставников, друзей гимнов.
140. Но они увязли в своих грехах и достойны только презрения в этом мире, а в будущем их ждет преисподняя: ни от порицания, ни от мрачного места не спасет их происхождение.
141. Итак, не рождением становится человек презренным, не рождением он становится и брахманом; нет, за свои дела заслуживают презрения и за свои дела прославляются брахманом.
Когда кончил свою речь Совершенный, то брахман обратился к нему с такими словами:
– Чудесно, о славный Готама! Чудесно, о славный Готама! Как тот, кто, о славный Готама, находит потерянное, обнаруживает скрытое, указывает пути заблудшему, вносит свет во тьму, чтобы имеющие очи могли видеть, так и ты, о славный Готама, различными путями разъяснил истину! У тебя я ищу прибежища теперь, о славный Готама, в твоем учении и семье нищенствующих. Прими меня, о Готама. как последователя; отныне всю жизнь я буду находить в тебе убежище!
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий